Японская кухня Рынок
запчастей для японских автомобилей похож на экзотический салат, в
приготовлении которого, кроме самих японцев, участвует еще полмира.
Деталь восходящего солнца В
деле обслуживания машин автоиндустрии Японии целиком принадлежит сектор
оригинальных запчастей (ОЕ) и как конкурентное поле – сектор
"неоригинала" (Aftermarket). Здесь японские производители практически
полностью обеспечивают неоригинальными запчастями агрегатную часть
автомобиля (т.е. все, что не относится к кузову, - двигатель,
трансмиссию, ходовую часть), а также электрику. Среди наиболее
распространенных и известных на рынке Европейской части России тут
можно назвать такие брэнды, как AISIN (сцепление и компоненты), GATES
(приводные ремни), GMB (ролики, подшипники двигателя и ходовой, помпы,
приводы, крестовины, резинотехнические изделия), НКТ (термостаты,
датчики), KAYABA (амортизаторы, резинотехника), KOYO (подшипники,
детали двигателя и трансмиссии), KYOSAN (топливные насосы), NISSHINBO
(тормозные колодки), NKN (ШРУСы), NTN (лямбда-зонды), QSTEN (детали
подвески и рулевого), SAKURA (фильтры), TOKICO (амортизаторы, детали
подвески, рулевого и тормозов), YEC (датчики, части зажигания), 555
(запчасти подвески и рулевого). В целом же на нашем рынке более-менее
постоянно присутствует свыше 30 японских марок с различной широтой
номенклатуры выпускаемых запчастей, которые доставляются в магазины или
под частный заказ с оптовых складов из Японии, Германии, США, Финляндии
и Москвы. Качество настоящего японского "неоригинала" очень хорошее,
поскольку многие производители здесь одновременно являются и
поставщиками на сборочные конвейеры автозаводов.
Однако по достоинству оценить такое качество конечный потребитель
зачастую не имеет возможности – до 50 % запчастей на российском рынке,
предлагаемых под марками японских фирм, являются азиатскими
низкотехнологическими подделками. И столь жесткого прессинга
контрафактной продукции, который испытывают в Европейской части РФ
японские производители запчастей, не наблюдается больше нигде. Это
особенность, а лучше сказать, болезнь именно нашего рынка деталей "made
in Japan". Впрочем, определенные подвижки к оздоровлению ситуации есть
– на сегодня в Петербурге и Москве уже окончательно сложились и
работают торговые сети, которые стараются тщательно выбирать
поставщиков и отвечают за заявленное происхождение детали.
Знакомые из Европы Очень
сильными игроками на рынке неоригинальных запчастей для японских машин
выступают европейские производители. Здесь целая плеяда имен: ALKO,
BERU, BOGE, BOSAL, BOSCH, GERI, GKN, GOETZE, JURID, KNECHT, LEMFORDER,
LESJOFORS, SACHS, SKF, SWF, VICTOR REINZ, VERNET и др. Европейский
"неоригинал" охватывает почти весь спектр наиболее ходовых деталей
агрегатной части автомобилей массовых версий. Занимая сходную ценовую
нишу, запчасти, произведенные в Европе, ничем не уступают японским по
качеству, хотя обладают не меньшей надежностью и сроком ходимости.
Во
многих торговых сетях по достаточно большому числу позиций европейский
"неоригинал" практически полностью заменил собой японский, поскольку в
этом случае компании-продавцу легче разобраться с поставщиками и
загрузить себе на склад запчасти гарантированного происхождения и
качества. Без подделок, разумеется, не обходится, однако в целом же
процент контрафакта у европейских запчастей стал значительно ниже. Другие имена Заметную
роль на рынке "неоригинала" для японских автомобилей играют
"переупаковщики": голландский NIPPARTS и англо-германский BLUE PRINT.
Эти компании закупают у различных японских заводов крупные партии
запчастей, которые затем на производствах фирм упаковываются в свои
коробки и распространяются в торговые сети под собственной маркой.
Таким образом, например, шаровая опора от 555 или помпа от GMB
оказываются на рынке как минимум в трех видах: они могут быть в
упаковке со своим "родным" именем, а также находиться в голубой коробке
с названием BLUE PRINT или в черной с красным – с надписью NIPPARTS.
Но своей деятельностью "переупаковщики" не вносят на рынок
путаницу, а как раз таки наводят на нем порядок. Ведь вместо нескольких
фирм и разных пестрых коробок с иероглифами оптовый покупатель видит
единый брэнд и единый стандарт, гарантирующие качество деталей. Держать
же свою марку "переупаковщики" стараются – иначе нет смысла в таком
брэндировании. Работая со многими японскими заводами, они охватывают
достаточно широкую гамму наиболее ходовых позиций по двигателю,
приводам, подвеске, тормозам, рулевому и электрике. При этом
"переупаковщики" оказываются в числе немногих, кто предлагает и
различные ремкомплекты, позволяющие автовладельцу не менять узел
целиком, а отремонтировать его, сэкономив тем самым средства. С благословения эмира На
рынке "неоригинала" для японских машин особняком стоит одна, что
называется, весьма специфическая категория запчастей – запчасти из
Эмиратов. Из ОАЭ, где развита целая индустрия, под заказ (срок поставки
– до 30 дней) могут доставить практически любую деталь, очень многие
ходовые позиции всегда есть в наличии. Цены однозначно привлекательные,
а вот о качестве мнения расходятся. Некоторые из испытавших такие
запчасти на своей машине нашли их малонадежными и "плохими", другие же
– не обнаружили никакой разницы и сочли "вполне нормальными". Одним
словом, тут есть проблемы. И хотя запчасти из Эмиратов объективно лучше
различных малайзийских и китайских подделок, тем не менее ставить их на
один уровень с настоящими японскими и европейскими нельзя. Однако
нельзя и на таком основании отказывать им в праве на существование. Для
старых и недорогих машин, владельцы которых ограничены в средствах,
запчасти из ОАЭ способны оказаться объективно неплохим для бюджета
вариантом. Вместо постскриптума У изобилия тоже есть
своя обратная сторона – сложность выбора, когда, действительно, бывает
трудно сориентироваться во всем многообразии представленных на рынке
марок. И наиболее надежным критерием подбора будет класс запчасти, где
(исключая подделки под бренды) I – это оригинал, II – неоригинал от
производителя, поставляющего детали на сборочный конвейер той же марки
автомобилей, III и IV – запчасти от производителей разных стран,
делающих только неоригинал. Класс запчасти определяет уровень ее
производства и, соответственно, качество, а отсюда и конечную цену.
Поэтому нет смысла пытаться выяснять "какая марка лучше", да и
объективно такого критерия нет. Все решает именно класс запчасти, где в
пределах своей группы у всех производителей равные по качеству детали.
А вот какой класс предпочесть – это уже вопрос возраста автомобиля и
бюджета его владельца.
Содействие в иллюстрировании материала "Ассоциация ЕвроАвто". Текст: Михаил Щелоков Фото: Роман Останин Статья опубликована в журнале "Колеса" №87 за Январь 2005 / №87 |